«Вести-мобиль» - ответы от главы города
9 ноября в Шарыпове побывала съемочная группа телепрограммы «Вести-Красноярск». Сюжет о визите в город «Вести-мобиля» привлек внимание многих горожан. Собравшиеся для беседы с корреспондентами горожане озвучили в нём ряд насущных проблем. В конце сюжета журналисты пообещали разослать запросы по полученным обращениям в нужные инстанции для ответа. В администрацию Шарыпова такой запрос еще не поступил, но главе города Наталье Петровской это и не нужно. Она сама обратилась в СМИ, чтобы дать горожанам ответы на прозвучавшие в сюжете вопросы.
-Наталья Александровна, начнем по порядку. Первые проблемы обозначил ветеран-первостроитель поселка Дубинино. В городе и посёлке не ремонтируются дороги, дубининцы не могут попасть к врачу-хирургу и по полгода ждут очереди на УЗИ-обследование.
- Разрушенные дороги – это наболевшая, очевидная всем проблема, и не только наша, но и всех городов в России. Всего в городской черте 208 километров дорог, и практически все они нуждаются в ремонте. К сожалению, финансовых средств, которыми муниципалитет располагает на эти цели, хватает лишь на 10-15% от необходимых по дорожным нормативам затрат. На эти деньги за последние 8 лет, с 2009 по 2017 год в Шарыпове, Дубинино и Горячегорске было переасфальтировано почти 20 километров улиц, и общая сумма вложений составила 136 миллионов 465 тысяч рублей. В том же Дубинино в нынешнем году привели в порядок улицу Комсомольскую ( 9 миллионов 548 тысяч руб). А раньше, в 2014 -2015 годах – улицу 9 мая и Советскую ( 18 миллионов 277 тысяч руб.), а также мост по дороге в поселок (17 миллионов руб.). В 2011 году была отремонтирована улица Кишиневская (1 миллион 955 тысяч руб). Понятно, что этого недостаточно. Но уверяю вас, что нет в крае программы, по которой бы финансировался ремонт дорог в малых городах, а Шарыпово бы в ней не участвовал и не получал возможное финансирование.
То же самое можно сказать и о недостатке медиков. Их однозначно не хватает, хотя администрация города уже несколько лет в первоочередном порядке выделяет служебное жилье для желающих приехать к нам врачей. Но исправить ситуацию пока не удается. Очевидно, в российском здравоохранении нужны масштабные меры на государственном уровне. А пока получается «расшивать» лишь конкретные болевые точки. Например, упомянутая очередность по УЗИ-обследованиям в городской больнице ликвидирована еще в начале октября. В течение года к нам 6 раз приезжала бригада краевых врачей-узиологов, они приняли больше 800 пациентов, и сегодня ожидание данного исследования, если оно подтверждено медицинскими показаниями, не превышает двух недель. На прием к хирургу люди в 90% случаев попадают в день обращения, к этим специалистам сейчас нет даже предварительной записи. Но число пациентов в Дубинино не позволяет обеспечить там необходимую загрузку врача, ведь сейчас их зарплата зависит от количества принятых пациентов. Такой эксперимент был. За несколько недель врач не выработал даже половины необходимой нормы приема и отказался работать дальше. Поэтому сейчас хирурги принимают дубининцев, также как и горячегорцев, в медучреждениях в Шарыпове.
- Вторая тема – работа павильонов и магазинов, где торгуют алкоголем. Немало людей считают, что их стало слишком много, что соседство с такими торговыми точками вблизи жилых домов не дает жить спокойно. А еще жители жалуются, что пиво в городе можно купить круглосуточно, хотя по закону его продажа запрещена с 23 .00 до 08.00.
- Проблема в том, что понятная, естественная реакция помочь тут людям наталкивается на практическое отсутствие у муниципалитета полномочий в этом вопросе. Сейчас в стране в приоритете установка для властей на местах: «Хватит кошмарить бизнес». В чем-то это оправдано, потому что важно поддержать наших предпринимателей в условиях экономического спада. Но минусом стало то, что вместе с трудягами-производителями льготами пользуются и продавцы алкоголя. Сегодня любые проверки, любые воздействия в секторе малого и среднего бизнеса находятся даже не под пристальным, а под пристальнейшим вниманием правоохранителей. Причем, вектор надзора направлен не в нашу пользу. Законы о местном самоуправлении, о противодействии коррупции, о малом и среднем предпринимательстве, об ограничении конкуренции, о госрегулировании торговой деятельности прямо запрещают муниципалитету вмешиваться в деятельность хозяйствующих субъектов. Ни каким бизнесом может заниматься предприниматель, ни по какой цене торговать, ни где ему располагать свои торговые точки, если права собственности на них оформлены надлежащим образом – ничего этого мы предписать не имеем права. А полномочия контролировать соблюдение законов в сфере предпринимательской деятельности и пресекать нарушения даны не муниципалитету, а прокуратуре и полиции.
Лицензии на продажу алкоголя выдаются не в администрации города, а в Министерстве промышленности, энергетики и торговли Красноярского края. А для продажи пива лицензия вообще не нужна. Места, где такие предприниматели открывают новые точки – это только помещения, ранее выкупленные владельцами в частную собственность. Ни одного муниципального помещения мы под те же «Пивные причалы» никогда не отдавали. Но хозяева торговых сетей договариваются с владельцами магазинов и частных нежилых помещений и или выкупают у них точку, или берут ее в аренду. Воспрепятствовать им никто не может.
Что мы можем предпринять со своей стороны? По поводу расписания работы до 1 часа ночи мы написали письмо в межрайонную прокуратуру и полицию. И получили ответы, что по результатам проведенных правоохранителями проверок такие магазины торгуют не только пивом, но и безалкогольными напитками, различными закусками. И после 23.00 там торгуют только законным товаром. Чтобы доказать обратное, нужны контрольные закупки, а их, опять-таки можно проводить только совместно с представителями правопорядка.
Да и эффект от таких закупок невелик. На практике, максимум - владелец уволит уличенного продавца, который, оказывается, нарушал закон без его ведома. Еще в июне я провела специальное совещание, на котором обратилась к руководителям полиции, прокуратуры, Роспотребнадзора и других ведомств и попросила, подробно изучив законодательство, подсказать какие-то способы организации эффективных контрольных закупок. Все жалобы горожан на работу «пивных точек» администрация обязательно передает в прокуратуру, полицию. Ни одна не кладется в стол. Со своей стороны мы готовы к любым формам сотрудничества в этой работе. Но до сих пор никакой информации о проведении таких закупок или об их результатах нам никто не сообщил.
Конечно, мы не опускаем руки и не открещиваемся от проблемы. Со своей стороны озвучиваем данную ситуацию, где только можем. И возможно, прозвучавший в программе «Вести-Красноярск» сюжет как раз поможет нам в этом, еще раз привлечет к ней внимание. Ведь торговая сеть, на которую преимущественно жалуются шарыповцы, активно распространяется не только в нашем городе, но и по всему Красноярскому краю. Если не наши сигналы, то хотя бы нарастающее возмущение людей может оказать положительное влияние. Чтобы нам дали в руки реальные рычаги, которые помогут изменить ситуацию.
- Предприниматели под опекой государства – это хорошо. Но следующая претензия была высказана как раз одним из них. Наталья Александровна, почему этому человеку не разрешают ввести в эксплуатацию построенное офисное помещение?
- Потому что, по мнению администрации, это как раз тот случай, когда факт нарушения закона удалось выявить и подтвердить документально. Во время реконструкции оказались нарушены законные права жителей дома №323, где расположен данный офис. Градостроительный кодекс предписывает, чтобы все собственники жилья в многоквартирном доме дали согласие на проводимую в их здании реконструкцию. Однако, выяснилось, что это не так. Одиннадцать жильцов дома на собрании высказались против, и это зафиксировано протоколом, который имеется в нашем распоряжении. На данном основании выданное ранее предпринимателю разрешение на реконструкцию мы отменили. И, соответственно, в выдаче разрешения на ввод помещения в эксплуатацию ему отказали. Если предприниматель считает, что его права в чем-то нарушены, он всегда может обратиться в суд, который разберется: каким образом ему в 2014 году выдали разрешение на строительство с нарушением действующего законодательства? Тогда и будет ясно, кто должен компенсировать понесенные убытки. Однако, с момента отмены разрешения прошло уже почти полгода, а судебный процесс хозяин офиса так и не инициировал.
- Почему не получила квартиру обратившаяся к корреспондентам жительница Дубинино? Причем, она уже известна многим горожанам, потому что жалуется давно.
-История этой женщины началась почти 10 лет назад, когда жителей поселка переселяли из аварийных 16-квартирных домов. Она уже неоднократно обращалась в прессу, возбуждала судебные процессы не только на городском, но и на краевом уровне. Еще в 2013 году суд установил, что данная жительница Дубинино не имела права претендовать на участие в программе переселения. По ее жалобе краевой суд проверил это решение городского суда и оставил его в силе. Есть информация, что впоследствии она вела разбирательство с Министерством строительства и ЖКХ Красноярского края, но и там не смогла подтвердить свою правоту. А затем сделала попытку обратиться в суд в третий раз, но ее жалобу не приняли, так как не нашли в деле новых обстоятельств. Какие документы эта женщина передала журналистам на этот раз, мы не знаем. Но если это те же аргументы, с которыми она обращалась ранее, то они изучены очень подробно всеми возможными инстанциями. И на сегодня законных оснований для предоставления ей жилья не установлено.
- Во время встречи с корреспондентами звучали претензии: почему Вы туда не пришли и не пообщались с недовольными горожанами напрямую?
- Решение о том, как организовать эту встречу, принимали сами журналисты. Во время других своих визитов они предупреждали нас о своем приезде, но в этот раз так не поступили. Может быть, решили, что присутствие властей помешает людям высказаться откровенно? Не знаю. Меня общение с жителями никогда не пугает. Да, не всегда получается на обращения горожан давать положительные ответы. И кто-то склонен считать отказ в своей просьбе чиновничьей отпиской. Но есть законы, действующие правила, да и полномочия муниципальной власти не безграничны. Однако, объяснять, общаться, находить точки соприкосновения я готова всегда.