Городские новости

28.02.2017 17:49 Новости ЖКХ

Начисления на общедомовые нужды: изменения с 1 января 2017 г

С 1 января 2017года вступили в силу поправки в законодательство, в связи с принятием постановления Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме».  Это постановление внесло изменения во многие законодательные акты РФ. В частности в:
- постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (ред. от 26.12.2016) "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме"(далее Правила №306);
- постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 26.12.2016) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность"(далее Правила № 491);
- постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 26.12.2016) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") (далее Правила №354).


Принятый закон повлек за собой существенные изменения в системе оплаты за жилищно-коммунальные услуги в России. Они касаются и платы за общедомовые нужны , и проверок правильности работы приборов учета и начислений по ним (в том числе и по индивидуальным счетчикам в квартирах),  и проблем проживания незарегистрированных жильцов, и работы с задолжниками за ЖКУ.

Данная статья посвящена первой теме – новшествам в оплате за общедомовые нужды.


Что такое норматив на ОДН, и что в него входит?


Прежде всего, привычное наименование «норматив на общедомовые нужды» теперь отменено. В Правилах № 306 вместо данного понятия появилось новое: «норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» (для краткости далее обозначим это как норматив  СОИ в МКД).
 Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях СОИ в МКД включают в себя:


1) нормативные технологические потери коммунальных ресурсов.  Это технически неизбежные и обоснованные потери холодной (далее ХВС),горячей воды (далее ГВС), электрической энергии (далее ЭЛ.ЭН.) во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании МКД;
2) объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего СОИ МКД.

     Что же имеется в виду под потерями при выполнении минимального перечня услуг и работ? Например, слив воды из стояков при установке счетчиков, промывке систем водоснабжения, выполнении плановых ремонтов, мытье подъездов и так далее. Эти виды работ перечислены в Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (ред. от 09.07.2016) "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (вместе с "Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме"). 
     Проанализировав опыт их выполнения, специалисты выведи средние цифры ресурсов, которые требуются, если выполнять все необходимые работы  в достаточном количестве, но качественно и экономно.
        Эти-то цифры и легли в основу нормативов. Именно поэтому нормативы потребления коммунальных ресурсов НЕ ВКЛЮЧАЮТ в себя расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных систем. (п.9 Правила №306). То есть,  теперь нельзя автоматически списать на общедомовые нужды, например, воду, которая вытекла в подвал из-за того, что коммунальщики вовремя не отремонтировали трубы, или если кто-то из жильцов нарушил исправность оборудования в своей квартире.


 
Размеры нормативов и кто их устанавливает?



Нормативы потребления коммунальных услуг на СОИ и МКД на сегодняшний день составляют :

холодное водоснабжение

0,0319 м3 на м2 общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД

горячее водоснабжение

0,0319 м3 на м2 общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД.

 

Данные нормативы утверждены Постановлением Правительства Красноярского края от 30.07.2013 №370-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению в жилых помещениях и на общедомовые нужды при использовании земельного участка и надворных построек на территории Красноярского края»;

Электроэнергия

2,14 кВт/ч на м2 общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, для МКД, не оборудованных лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения;

2,55 кВт/ч на м2 общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, для МКД оборудованных лифтами и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения,

 

 

Нормативы по электроэнергии утверждены Постановлением Правительства Красноярского края от 11.10.2016 №518-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории Красноярского края».



Важность способа управления многоквартирным домом (МКД)

 


При начислении оплаты за СОИ в МКД решающее значение имеет способ управления, выбранный жильцами дома.
Рассмотрит сначала вариант, когда дом управляется управляющей компанией (УК), или ТСЖ, или ЖСК.  Далее, до особой оговорки, все написанное относится лишь к домам с этим вариантом управления.


В этом случае размер начисляемой гражданам платы за СОИ в МКД не может превышать суммы, начисляемой по вышеуказанным нормативам! И с 1 января 2017 года начисления за СОИ в МКД перенесены из платы за коммунальные услуги в квитанцию за услуги жилищные.

ВНИМАНИЕ! На сегодня многие жильцы, увидев в квитанциях за жилищную услугу новые строки и начисления, решили, что таким образом подорожала сама жилищная услуга. Это не так. Данные начисления перенесены в жилищную услугу, но зато изъяты из платежей за коммунальные услуги. Ведь до  конца декабря в платежках за холодную и горячую воду и электричество значилось два начисления – по индивидуальным счетчикам и за общедомовые нужды. Теперь в квитанциях коммунальные услуги должны остаться только начисления по вашим индивидуальным счетчикам!


Еще одно распространенное заблуждение создано недобросовестными информационными заголовками. Вроде: «С 1 января плата за ОДН исчезнет из коммунальных платежей», или «С начала года за коммунальные услуги россияне будут платить без ОДН». У многих людей создалось впечатление, что платежи за ОДН отменяются совсем. Но это не так. Они, действительно изъяты из структуры КОММУНАЛЬНЫХ платежей. Но переведены в ЖИЛИЩНЫЕ.


В чем же основной смысл изменений?



Смысл в том, чтобы рублем заинтересовать управляющие компании заниматься снижением разницы между фактическим потреблением домом коммунальных ресурсов и теми начислениями, которые за эти коммунальные ресурсы производятся.
Не секрет, что между этими цифрами нередко есть разрыв. Он образуется в результате неучтенного потребления коммунальных ресурсов незарегистрированными в доме жильцами, неисправности сантехники в квартирах или подвалах, нерегулярностью в подаче данных с индивидуальных счетчиков и еще множеством причин. Раньше все это выливалось в так называемый «небаланс» и просто распределялось дополнительными начислениями на всех жильцов. И потому у управленцев не было стимула разбираться в проблемах и заниматься их устранением.


Теперь этот стимул есть. Потому что обоснованные расходы на общедомовые нужды теперь включены в норматив. А все ресурсы, которые израсходованы сверх норматива, теперь ложатся на убытки управляющих компаний.
Понятно, что многие из существующих проблем напрямую от управляющих компаний не зависят. И работать над их устранением им будет сложно. Но государство определило их в качестве  заинтересованных лиц, которые волей неволей будут стучаться во все двери, организовывать работу, инициировать изменения в законах и так далее.


Хотя перспектива быть такими «толкачами» жилищников нисколько не радует. Поэтому они применяли самые разные способы ухода от этой роли. С целью продолжать разбрасывать сверхнормативное потребление на жильцов последовательно применялся сначала перевод домов на «непосредственный способ управления». А когда использование «непосредственного способа» государство резко ограничило, началась эпопея с получением от жильцов согласия на то, чтобы сверхнормативный расход распределялся между ними, а не ложился на УК. Как это согласие получалось, и многие ли жильцы действительно осознанно на это шли – история умалчивает.
Но теперь все эти  согласия, даже если они и давались,  утратили актуальность.  
         «Расходы на оплату коммунальных услуг,  потребляемых при СОИ в МКД, которые управляются  УК, ТСЖ или ЖСК,  не может превышать норматив потребления коммунальных услуг  на общедомовые нужды, который установлен субъектом РФ» - гласят «Правила оказания коммунальных услуг». (ст.12 п.10 ФЗ-176 от 29.06.2015 «О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты РФ»).



Применяются же нормативы СОИ в МКД  следующим образом.



Значение норматива умножается на  цифру общей площади помещений, входящих в состав ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА в МКД. Затем это произведение умножается на тариф за данную коммунальную услугу (стоимость кубометра ХВС или ГВС или киловатт/часа электроэнергии). Полученное в результате второе произведение делится на общую площадь жилых и нежилых помещений  МКД. В итоге получается разница, которая называется «тариф за единицу измерения» по данной коммунальной услуге (кубометр ХВС или ГВС или киловатт/час электроэнергии на квадратный метр площади помещений входящих в состав общего имущества). Вот этот «тариф за единицу измерения» нужно умножить на общую площадь вашей квартиры. И вы получите вашу сумму начисления по нормативу за СОИ в МКД по данной коммунальной услуге.


Чтобы облегчить жизнь простым гражданам, по закону «тариф за единицу измерения» высчитывают сами коммунальщики и указывают его в квитанциях. Так что, если вы доверяете своим управленцам, то можете просто перемножить его на площадь своей квартиры. Но чтобы дать возможность сомневающимся гражданам контролировать все до конца, МКУ «Служба городского хозяйства» рекомендовала управляющим компаниям города указывать в квитанциях  все недостающие  исходные данные для расчетов. То есть, к обязательным (и уже указываемым в квитанциях) стоимости за кубометры или киловатт/час, площади квартиры и «тарифу за единицу измерения», указывать еще и  размер норматива СОИ в МКД по данной услуге,  общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, а также общую площадь жилых и нежилых помещений  МКД. Если вашей УК нечего скрывать, то эти данные вы вскоре найдете в своих квитанциях.


Их всего этого следует важный вывод – сумма начислений на СОИ в МКД для жильцов домов под управлением УК, ТСЖ или ЖСК, перестанет, наконец, быть «плавающей», то есть преподносить жильцам «сюрпризы» в виде резких, непонятно от чего зависящих скачков. Площадь в МКД, тарифы за кубометр и  киловатт/час, а также размеры нормативов – величины относительно постоянные. Тарифы и нормативы устанавливаются и контролируются краевыми структурами власти.   Так что ситуации, когда коммунальные организации производят начисления, руководствуясь собственными, снимаемыми с общедомовых  счетчиков данными, которые сложно проверить, больше нет.



Если мой дом не имеет своих «управленцев»?



На сегодня абсолютное большинство домов в нашем  городе управляются именно управляющими компаниями. Столь популярный в свое время «непосредственный способ управления» сейчас остался лишь в единичных домах. Очень редко также встречаются ситуации, когда способ управления МКД не выбран, или выбранный способ не реализован. Однако, рассмотрим и этот вариант.

В  этих домах остается прежний порядок начисления за СОИ в МКД.  То есть, они не переносятся в квитанции за жилищную услугу, а остаются  в составе платы за коммунальные услуги.  С жильцов этих домов по-прежнему взымается как плата за индивидуально потребленные объемы коммунальных услуг, так  и расходы на оплату коммунальных услуг  потребляемых при СОИ в МКД. При расчете  последних также применяются нормативы на СОИ в МКД, о которых рассказывалось выше, и объем услуг  не может превышать  этот  норматив потребления. 
Но для таких домов остается возможность распределять сверхнормативное потребление среди жильцов, если жилищники заручатся решением общего собрания собственников помещений дома с согласием на это.
При этом с 01.01.2017г. исключён возврат потребителям жилых помещений объема коммунальных услуг, в том случае, когда суммарный объём, потребляемый в помещениях МКД, был больше объема, определенного по показаниям ОДПУ. Это ситуация так называемого «минусового небаланса». Когда то, что насчитал общедомовой прибор учета, оказывается не больше, а меньше начисления с применением нормативов. То есть, когда дом управляется так эффективно, что фактически расходует меньше ресурсов, чем предусматривают нормативы. Теперь эту разницу управленцам разрешается оставлять себе. Что логично. Если они  берут на свои убытки перерасход, то экономия должна стать их прибылью.


Продолжение следует. Темой следующего материала об изменениях, внесенных в систему оплаты за ЖКУ постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме», станут начисления по индивидуальным приборам учета.