«Городская среда»: вопросы и ответы
Запущенная в стране в этом году по инициативе партии «Единая Россия» программа благоустройства дворов и общественных мест «Формирование комфортной городской среды» (дальше для простоты назовем ее «Городская среда»), несомненно, стала одним из самых заметных событий в сфере ЖКХ в этом году. Потому что она сдвинула с места давнюю проблему, заложенную в Жилищном кодексе РФ. Он, как известно, относит придомовую территорию к общей собственности жильцов дома и возлагает на них расходы по ее содержанию. За 11 лет с момента вступления кодекса в силу стало ясно – денег на асфальтирование дворов у большинства россиян нет. Норма закона в жизни не заработала,и дороги во дворах грозили стать вовсе непроезжими.
В результате поток жалоб «на дворы» ширился и захлестнул все инстанции в стране, вплоть до Госдумы и Администрации президента. Откликом на народный запрос и стала инициатива «Единой России». Программа «Городская среда» рассчитана до 2022 года. Продлят ли ее? Время покажет.
Стартовала программа этой весной, охватила большинство городов России, и в том же Шарыпове к осени отремонтировали 15 дворов (на 10 миллионов рублей из федерального и краевого бюджетов). Но как к любому новшеству, к «Городской среде» у горожан возник ряд вопросов. Почему в некоторых дворах установили бордюрный камень и сделали парковочные карманы, а в других (например, в том же доме №154 в Пионерном) нет? Почему на отремонтированном асфальте по-прежнему образуются лужи? Почему при ремонте дворов не обновляются детские площадки, тротуары и прочее? Почему остаются незаасфальтированные «пятна» (иногда всего пара-тройка метров), но они портят жильцам все впечатление? Говорит ли это о том, что ремонт делают некачественно?
Ответы на эти и другие вопросы можно получить, разобравшись в том, как работает программа «Городская среда». И это важно сделать, ведь к ней присоединяются все больше шарыповцев. Если весной этого года все процедуры с голосованием, собраниями и собственным трудовым участием успешно прошли 23 дома, то в очередь на 2018 год выстроились уже 63. Из них отобраны для ремонта 10. И чтобы не возникало разочарования, важно знать: какие именно надежды жителей «Городская среда» оправдает, а на что не стоит рассчитывать? Ведь любая госпрограмма – это не волшебная палочка. У нее есть границы возможностей.
Что, увы, не получится
Итак, программа обещает горожанам ремонт дворов. Какой смысл вкладывают в это понятие жители? Самый широкий. Отремонтированный двор – это значит, ровная дорога без луж, гладкие тротуары, новые качели-карусели, цветы на клумбах и еще много всего хорошего. Но что означает ремонт как градостроительный термин, которым пользуются законодатели? Здесь понятие юридически четкое: ремонт дворового проезда - это работы по восстановлению существующего изношенного асфальтобетонного покрытия. То есть, если лужи во дворе были от ям на существующем асфальте, то после ремонта их быть не должно. Но если вода скапливается от того, что во дворе нет ливневой канализации, то асфальт ровным сделают, но лужи от этого не исчезнут. Действующую ливневку, если она забилась, при ремонте можно прочистить, как это, например, сделали во дворе дома № 19 в Пионерном. Но если водоотведения раньше вообще не было, то прокладка ливневой канализации - это уже не ремонт, а новое строительство. Это же касается разуклонки и откосов. Если изначально, при сдаче дома асфальт положили на неровную поверхность, ремонт дело улучшит, но до конца проблему не решит. Снимать старое покрытие, отсыпать заново «дорожную подушку», разуклонять ее и так далее - это уже не ремонт, а реконструкция, либо капитальный ремонт.
Понятно, что от ремонта строительство и реконструкция отличаются ценой. И если включить их в госпрограмму, то число дворов-участников сократится в разы. А остальные будут ждать еще годы, становясь непроезжими не только для автовладельцев, но и для «скорых», пожарных, полиции. Добавить еще денег? На «Городскую среду» по всей стране в этом году выделили 20 миллиардов рублей. Красноярскому краю досталось 513 миллионов, плюс 340 власти региона добавили сами. Согласитесь, деньги неплохие. Другой вопрос, что проблем скопилось тоже немало.
Так что, если на новом асфальте во дворе лужи, то, в первую очередь, нужно узнать причину. А еще лучше – выяснить исходное состояние своего двора заранее, чтобы не питать завышенных надежд. Но если изначально все было порядке, то какая глубина луж на покрытии допускается, чтобы работу подрядчика можно было признать качественной? Этот механизм измерений описан в «Правилах приемки и оценки качества работ при строительстве и ремонте городских дорог». При желании с ними можно познакомиться подробно, найдя документ по реквизитам в сноске в конце статьи. Вкратце правила гласят, что допустимыми считаются отклонения в «ровности» покрытия от 5 до 15 миллиметров. За все остальное с подрядчика можно спрашивать. И кстати, примеры есть: в доме №303 дорожники переделали одно из застойных мест, так как это было огрехом именно в их работе.
Еще один момент, который жильцам хорошо знать заранее – это границы отведенного их дому земельного участка. Государственные деньги возможно использовать только в его черте. Все, что за них выходит, по госпрограмме финансироваться не будет. Хотя и кажется – ну, протянули бы асфальт в сторонку еще на 5-6 метров, делов-то? Увы, закон есть закон. А границы, порой, бывают причудливыми. Вот почему у дома №327 два парковочных кармана заасфальтированы, а третий нет? Потому что на кадастровом плане города третья парковка отнесена к другому дому, а он в программе не участвовал. Решать проблему «некадастровых» участков придется отдельно, в зависимости от того, кому они принадлежат.
А на что можно рассчитывать
А вот на бордюрный камень, асфальтирование парковочных карманов, тротуаров, ремонт детских площадок как раз рассчитывать можно. Но заявлять об этом нужно сразу, согласовывая планы будущего ремонта. И стоить все удобства, помимо ровной дороги, будут чуть больше. Как известно, программа предусматривает два вида софинансирования жильцов. Ремонт самой дороги во дворе обойдется людям в 2% софинансирования. Если делать дорогу с бордюрным камнем, то эти 2% будут считаться от большей суммы. В среднем, на сегодня метр квадратный асфальтирования проезда без бордюров стоит 800 рублей. С бордюрным камнем – 1200. Бордюрный камень предохраняет асфальт от разрушения, но идти ли на дополнительные расходы – решать жильцам. Это же касается и парковочных карманов, тротуаров, ремонта МАФ и прочего. Их обустройство потребует уже 20% софинансирования жителей (но 20% считаются только от суммы, которая пойдет на дополнительные услуги, а не от стоимости ремонтных работ в целом).
Вот почему объемы ремонта в разных дворах разнятся. В том же доме №154 в Пионерном жители, (опасаясь, может быть, значительных доплат), не проголосовали ни за новый бордюрный камень, ни за парковочные карманы. В итоге, дорожники проложили только новый асфальт по самому проезду, и все. А вот в домах № 327 и №303, жильцы высказались и за бордюрный камень, и за парковки. И здесь картина ремонта уже другая.
Если говорить о суммах софинансирования жильцов, то по опыту домов-первопроходцев в этом году при 2% софинансировании плата составила с метра квадратного от 0,95 до 5,26 рублей. 20% софинансирование объектов вылилось в цену от 7,13 до 8, 53 рублей. Взнос это разовый, а не ежемесячный, как многие опасались.
Так что получить плюсом к новой дороге другие дворовые удобства можно. Хотя и здесь стоит помнить об интересах других земляков. Ведь средства, выделяемые городу по программе, ограничены. На 2018 год, например, Шарыпову отдают около 12 миллионов рублей. И чем дороже каждый двор, тем меньше остается другим. Потому жильцам придется выбрать что-то самое нужное.
Кого выберут?
Отвечая на то, что могут, а что не могут получить жители по программе «Городская среда», мы до сих пор не упомянули клумбы и цветы. И недаром. Потому что важнейшим критерием того, как быстро дом продвинется в общей очереди на ремонт, является активность самих жителей. Главных критериев тут три. Первый: сбор средств на оплату ЖКУ по дому должен быть не ниже среднегородского. А вообще, чем он выше, тем лучше. Средняя цифра сбора у домов- «счастливчиков» в нашем городе – свыше 98%. Второе: это активность при голосовании. Доля собственников, принявших в нём участие, может принести от 5 до 9 баллов. Третье: оценивается, какой трудовой вклад готовы внести в благоустройство сами жители? Вот тут самое время вспомнить о клумбах с цветами. Их выращивание вполне подойдет. Подойдет и прокладка дополнительных дорожек из плит, уборка скопившегося во дворе мусора, вывоз чего-нибудь старого и ржавого, портящего вид, и так далее.
Таким образом
Как и любой реально работающий проект, «Городская среда» - не панацея от всех дворовых бед, и не отремонтирует их сразу. А тем более не достроит и не реконструирует. Ее задача – сделать дворы проезжими, а не пригодными на выставку «Идеальный город». Но если грамотно воспользоваться этим инструментом, свой двор реально можно улучшить. Можно, конечно, сказать: или делайте все «по уму», или вообще не беритесь. Что ж, кто думает так, вправе не голосовать, а подождать другого проекта, который его больше устроит.
В конец концов, сама «Городская среда» стала откликом на настоятельные требования граждан к власти. И кто сказал, что, решив первоочередные задачи, в нее потом не включат и строительство с реконструкцией? Главное – не кипеть недовольством в соцсетях и на кухнях, а заявлять о своих требованиях через доступные механизмы «обратной связи» с государством. Через партийные ячейки, депутатов, обращения в органы власти. И чем активнее это делать, чем четче обозначать насущные проблемы и пути их решения, тем скорее можно услышать свои собственные мысли с высоких трибун.
________________
Утверждены Приказом министра жилищно-коммунального хозяйства
РСФСР №775 от 8 декабря 1979 г.