Арабские сказки Сибирской Камераты
В эти выходные актеры из четырех театров - Шарыповского, Лесосибирского, Ачинского и театра из столицы Якутии, города Мирный - пять режиссеров из столичных городов, театральный критик Павел Руднев, искусствовед и театровед из Москвы Дмитрий Трубочкин и простые зрители-шарыповцы занимались очень важным вопросом – арабскими сказками «1001 ночи». Именно этот знаменитый сборник детских и совершенно недетских сказок стал темой фестиваля-лаборатории «Сибирская Камерата плюс-2018».
Началось все с добрых слов об открытии в шарыповском театре нового творческого сезона. Главный режиссер Снежанна Лобастова поблагодарила всех, кто который год помогает театру в организации «Камераты». И сразу пригласила к сцене депутата Законодательного Собрания края Веру Оськину, главного специалиста Министерства культуры края Андрея Шохина и заместителя главы города Шарыпово Юлию Рудь. Гости в свою очередь поблагодарили артистов за творческие успехи и пообещали поддержку в дальнейшем.
- В этом году к «Камерате» присоединился Ачинский театр, - высказалась Вера Оськина. – И я надеюсь, что со временем мы объединим под эгидой этого фестиваля все театры, которые поддерживаем в рамках федерального партийного проекта «Единой России» «Театры малых городов» . Проект сейчас называется «Культура малой Родины» и объединяет три направления – «Театры малых городов», «Местный Дом культуры» и «Театры детям». Из федеральных, краевых и местных бюджетов на его реализацию в крае выделено 133 миллионов рублей. Все здесь присутствующие театры смогли в прошлом году обновить технологическое оборудование, на деньги проекта творческие коллективы поставили 22 новых спектакля. В этом году обновление базы красноярских театров продолжится, а спектаклей предполагается поставить уже 24.
Затем зрителей повеселили забавным «капустником» и представили столичных гостей. Бессменный руководитель лаборатории Павел Руднев усадил за символический дастархан московского театроведа Дмитрия Трубочкина и пятерых режиссеров: Юлию Беляеву, Алексея Золотовицкого и Павла Зобнина из Москвы, Радиона Букаева из Краснодара и Арата Абушахманова из Уфы. Сам Павел Руднев рассказал, что идея как-то соединить «1001 ночь» и современный театр зрела у него давно. Все знают красочный и веселый вариант этих сказок в виде мультфильмов Диснея. Но если открыть источник, то окажется, что мир этих древних сказаний куда сложнее, обманчивее, куда более взрослый , с темными и даже мрачными сторонами, как и сам средневековый Восток. И каждый режиссер увидел в нем что-то свое. Так Юлия Букаева рассказала историю Шахерезады как документальную повесть женщины, пережившей насилие и страх и вынужденной бороться за выживание в рабстве. Алексей Золотовицкий честно предупредил, что его вариант истории о царе Шахрамане и царевне Будур имеет маркер 18+. А вот Радион Букаев из сказания «Волшебный конь» сделал педагогическую драму об отношении родителей и детей, вполне себе для семейного просмотра. Павел Зобнин решил поиронизировать над «Сказкой о рыбаке», где одна сказка плавно переходит в другую, а эта другая в третью, и так несколько раз. От чего у средневекового слушателя голова шла кругом, и это так роднит его с нами сегодня. Выбором же Айрата Абушахманова руководили воспоминания о работе дворником в молодости, почему он и выбрал для себя сказание о бедном чистильщике и богатой красавице.
В чем же по итогу оказался главный смысл произошедшего? Помимо учебы актеров и профессионального разбора сценических ходов, техники игры и прочих закулисных тонкостей? Итог подвел театровед Дмитрий Трубочкин.
-Каждая лаборатория – это как камешек, брошенный в воду. От него идут круги. Какие-то затихнут, а какие-то, может быть, кого-то заинтересуют, зацепят. Родится сначала интерес, потом эскиз, а потом и спектакль. И древние сказания задышат на сцене новой жизнью. А самое главное – мы увидим в них что-то, созвучное нам, о чем знали предки, но мы в суматохе современности просто забыли. Вдруг со сцены в Шарыпове «1001» ночь вернется на сцену России? Все может быть. В добрый путь.