Наказание для нерадивых землевладельцев.
Земли сельскохозяйственного назначения являются основным средством производства в сельском хозяйстве и в соответствии с законодательством, подлежат особой охране.
Правила и порядок использования земель сельскохозяйственного назначения установлены Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения». Основными задачами Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю являются выявление и предотвращение самовольного снятия, порчи и уничтожения плодородного слоя почвы, выявление неиспользуемых земель и принятие мер по вовлечению земель в сельскохозяйственный оборот, сохранению и воспроизводству плодородия земель.
Наибольшее количество правонарушений, выявляемых при проведении специалистами контрольно-надзорных мероприятий, связано с зарастанием земельных участков сорной и древесно-кустарниковой растительностью.
Некоторые земельные участки не используются в сельскохозяйственном производстве, на них беспорядочно растут деревья и кустарники, однолетние и многолетние сорные травы, не осуществляется выпас скота, работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и кошение трав не производятся. Длительное неиспользование земельного участка постепенно приводит к задернению плодородного слоя почвы корневой системой сорных трав, образуются земляные кочки. С годами, происходит деградация земель, ввести такие земли в сельскохозяйственный оборот без проведения культуртехнических работ невозможно.
Для нерадивых землепользователей в земельном законодательстве Российской Федерации предусмотрена административная ответственность по части 2 ст. 8.8 КоАП РФ за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Санкция статьи предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 3-х тысяч рублей; на должностных лиц – от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 50 тысяч рублей; на юридических лиц от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 200 тысяч рублей.
Кроме административной ответственности в виде штрафа, за указанные нарушения ч. 1 ст. 394 Налогового кодекса РФ предусмотрено повышение налоговой ставки от 0,3 % до 1,5 % от кадастровой стоимости участка, а также принудительное изъятие земельного участка у его собственника (ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»). Земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть изъят у собственника в судебном порядке, если этот участок используется с нарушением требований земельного законодательства в течение трех и более лет подряд.
Негативным примером может служить решение суда 2017 года об изъятии двух земельных участков сельскохозяйственного назначения в Ачинском районе. Собственник участков за допущенные нарушения неоднократно привлекался к административной ответственности, в том числе и за невыполнение предписаний об устранении выявленных нарушений, выдавалось предупреждение о допущенном земельном правонарушении. В 2017 году по инициативе Управления Россельхознадзора Агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края было направлено в суд исковое заявление об изъятии вышеуказанных земельных участков и об их продаже с публичных торгов в связи с ненадлежащим использованием. Исковые требования были удовлетворены, решение суда об изъятии земельных участков путем продажи с публичных торгов вступило в законную силу.
Государственный инспектор МРО по Западной группе районов
Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю
Бондаренко Л.А.