Разъяснения Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросу проведения специальной оценки условий труда у микро и малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей
1.В соответствии с Федеральным закобном от 28.12.2013 г. №426-ФЗ«О специальной оценки условий труда» специальная оценка условий труда проводится у всех работодателей.
2.В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации работодатель - физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
3.В случае, если у индивидуального предпринимателя отсутствуют наемные по трудовому договору работники, то специальная оценка не проводится.
4.В случае, если индивидуальный предприниматель привлекает специалистов (бухгалтеров, юристов и т.д.) на условиях аутсорсинга (по гражданско-правовому договору), данные специалисты работают на дому(или дистанционно) и у них отсутствуют постоянные рабочие места, то специальная оценка условий труда у таких индивидуальных предпринимателей не проводится.
5.В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам специальной оценке условий труда не выявлены, работодателем в Государственную инспекцию труда субъекта Российской Федерации (по месту его нахождения) подается декларация. Срок действия поданной декларации - 10 лет при условии отсутствия на декларируемом рабочем месте несчастного случая на производстве, профессионального заболевания или нарушений, выявленных государственной инспекцией труда в субъекте Российской Федерации. Декларация может быть подана дистанционно на сайте Роструда в сети «Интернет» https://www.rostrad.ru.
6.Для вновь образованных в 2018 году работодателем рабочих мест срок проведения специальной оценки условий труда составляет 12 месяцев. Таким образом, если рабочее место образовано, к примеру, в декабре 2018 года, то срок завершения специальной оценки условий труда - декабрь 2019 года.
7.В целях контроля за соблюдением работодателем Федерального закона «О специальной оценке условий труда» Минтрудом России совместно с Федеральной службой по труду и занятости в 2019 году планируется
реализация механизма предупреждения нарушений обязательных требований законодательства о специальной оценке условий труда. Суть данного механизма контроля заключается в направлении работодателю предостережения о недопустимости нарушения работодателем требований охраны труда. В предостережении устанавливается срок устранения возможного нарушения. И только в случае не исполнения работодателем данного предостережения включается механизм административного рассмотрения правонарушения, с последующими наложенными на работодателя санкций, предусмотренных нормами статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Предлагаемый подход позволит добросовестному и ответственному работодателю устранить нарушение без наложения на него предусмотренных Кодексом штрафов.