«Общественный контроль дает реальные результаты”
Советник главы Росалкогольрегулирования Анатолий Голубев: «Общественный контроль дает реальные результаты”
Практика общественного и гражданского контроля за работой правительства должна продолжаться. Об этом заявил президент России Владимир Путин на встрече с членами нового кабинета министров. По словам Путина, правительство и министерства должны быть настроены на максимальную открытость и постоянный диалог с людьми, а также должны объяснять все свои действия, так как в этом залог успеха. «Нужно вовлекать как можно больше граждан в реализацию задач развития, укреплять их стремление вместе добиваться нужных нам целей», — заявил президент. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка стала одной из первых, кто взял курс на беспрецедентную открытость для общества.
О результатах этого взаимодействия Международному антикоррупционному порталу рассказал советник руководителя Росалкогольрегулирования Анатолий Голубев.
Анатолий Юрьевич, возможно ли наладить систему общественного контроля и что для этого необходимо?
В первую очередь необходимо понимание того, что общество является не противником, а соратником и может оказывать активную помощь и поддержку. Но для этого необходимо создать действенные механизмы общественного контроля, чтобы общество имело реальную возможность не только контролировать работу органов исполнительной власти, но и принимать непосредственное участие в этой работе.
Одной из основных задач – является борьба с нелегальным рынком алкогольной продукции. Как вы считаете, общество может принимать участие в этой работе и какие конкретно механизмы для этого созданы в вашей службе?
Разумеется, может, ведь вместе всегда эффективней. Ведь чем больше поступает сообщений о правонарушениях, тем быстрее и эффективнее будет реакция на эти обращения со стороны надзирающих органов. У нас налажено системное взаимодействие с общественными организациями, регулярно проводятся совместные рейды с представителями Общественного объединения «Безопасная столица», в рамках которых выявляется достаточно большое количество правонарушений в сфере реализации алкогольной продукции. Еще в 2016 году на конференции в Общественной палате РФ руководитель Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка Игорь Чуян заявил: “Продажа нелегального и контрафактного алкоголя – это серьезное преступление, поэтому достойный отпор противоправной деятельности можно дать, только объединив усилия государства и общества”.
А что может сделать рядовой гражданин, столкнувшийся с конкретными фактами нарушений при продаже алкогольной продукции?
Для этого создан Единый социальный портал алкогольного рынка: граждане, зарегистрированные на портале, имеют возможность подать заявления о нарушениях требований в области розничной продажи алкогольной продукции. Далее их заявления направляются в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Роспотребнадзора, МВД. Заявитель может увидеть, куда конкретно было отправлено обращение, статус рассмотрения документа и прикрепленный ответ о проведенных контрольных мероприятиях.
Также Росалкогольрегулированием было разработано мобильное приложение “Антиконтрафакт Алко”, которое позволяет определить легальность алкогольной продукции, определить легальность продажи алкогольной продукции в торговой точке, найти ближайшие легальные пункты реализации алкогольной продукции и самое главное, что любой гражданин в режиме онлайн имеет возможность сообщить о выявленном нарушении в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка.
При Росалкогольрегулировании открыта Общественная приемная Межрегиональной общественной организации «Комитет по борьбе с коррупцией». Хочу отметить, что прийти и обратиться в приемную может каждый гражданин и это не требует оформления пропуска.
Более того, у нас налажено системное взаимодействие не только с институтами гражданского общества, мы также тесно работаем с правоохранительными органами.
Есть ли конкретные результаты этой работы?
С 2015 года действует постановление Правительства №1027, которое позволяет изымать используемое нелегально оборудование и произведённую на нём продукцию. За это время представителями Росалкогольрегулирования в рамках межведомственного взаимодействия с сотрудниками правоохранительных органов было выявлено и ликвидировано более 400 нелегальных производств, изъято 5 240 единиц оборудования, демонтировано 248 линий розлива, изъято из незаконного оборота 77,4 миллионов литров нелегальной продукции, арестовано 320 транспортных средств
Отдельные представители общественности, постоянно сообщают об объемах рынка нелегального алкоголя. Цифры достаточно внушительные. Можете как-то прокомментировать?
Реальный объем рынка нелегального алкоголя может быть известен только лицам, непосредственно причастным к производству или сбыту нелегальной алкогольной продукции. И я бы на месте правоохранительных органов обратил более пристальное внимание на подобного рода высказывания. Сегодня благодаря системе ЕГАИС (единая государственная автоматизированная информационная система – прим.ред.) в торговых сетях практически невозможно встретить нелегальный алкоголь и можно с уверенностью сказать, что нелегальный рынок производства алкогольной продукции, вследствие ужесточения мер наказания, ушел в тень и перестал быть средством баснословных обогащений для многих недобросовестных «предпринимателей». По данным МВД России, только за 2017 год выявлено более 100 тысяч правонарушений, в том числе более 2 тысяч нарушений, связанных с выпуском и оборотом продукции, маркированной поддельными акцизными марками. Возбуждено более 6 тысяч уголовных дел, внесено более 130 представлений на приостановление действия лицензий.
По поручению правительства РФ проводилась проверка качества коньячной продукции. Результаты неутешительные. Более 30% образцов коньячной продукции оказалось подделкой. Что необходимо сделать, чтобы некачественная продукция не попадала на стол потребителя?
Такая проблема действительно существует, и сегодня мы уже подошли к решению задачи – повышение контроля качества производимой алкогольной продукции. Как правило, в бизнесе спрос рождает предложение, и известны случаи, когда отдельные менеджеры торговых сетей в открытую заявляют поставщикам, что им не важно качество поставляемой продукции, а главное -низкая цена. Хотя согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 №29-ФЗ “О качестве и безопасности пищевых продуктов”, не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Но торговые сети открыто заявляют, что не обязаны проверять на качество реализуемую продукцию и не несут за это никакой ответственности.
Это не совсем так, на основании ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ “О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения” (далее – Федеральный закон №52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Поэтому выявленная в розничной продаже некачественная алкогольная продукция говорит о несоблюдении требований законодательства в ходе реализации продукции. Права и интересы потребителей продукции могут быть обеспечены только при условии соблюдения требований к реализации пищевой продукции, соответствующего контроля качества продукции на всех этапах ее оборота (производство, хранение, выпуск в обращение) и выполнения требований безопасности к объектам технического регулирования.
Любая организация, осуществляя свою деятельность с целью получения прибыли, обязана соблюдать требования технических регламентов, а нарушение этих требований свидетельствует о пренебрежительном отношении к исполнению публичных обязанностей. Также нельзя исключить возможность коррупционного сговора отдельных менеджеров торговых сетей и недобросовестных производителей и поставщиков.