Новости образования

22.12.2020 19:30

О дистанте и многом другом

«Дистант» - так всё чаще называют главную примету 2020 года в нашем образовании. Не так длинно, как «дистанционное обучение», но и не так по-разговорному ,  как «дистанционка». Ёмко и солидно. Так что, скорее всего, новое слово  приживется в русском языке, даже когда породивший его коронавирус уйдет в прошлое. Именно с оценки того, как дистант вошел в наши школы, как он отразился на детях, учителях и родителях, мы и начали итоговое в этом году интервью с руководителем Управления образованием Администрации города Шарыпово Лилией Буйницкой.



- Лилия Фридриховна, дистант высыпал целый ворох проблем на наши головы. Как пришлось держать удар?
- К внедрению цифровых технологий в образовании государство подталкивало нас давно, и постепенно такие  наработки и технологии внедрялись.  Но, конечно,  когда в апреле  выяснилось, что вот, через неделю  нужно начать учить детей в онлайн-режиме  – это было некоторым шоком. Из минусов – проблемы с обеспечением доступа к компьютеру у многих семей. Если в семье двое и более детей, да еще родители вынужденно ушли на удалёнку, то один компьютер одновременно нужен был всем членам семьи. Учителям приходилось  подключать учащихся из таких семей к онлайн-урокам по графику. И кстати, у самих педагогов в их собственных семьях возникали те же проблемы: нужно было дома организовать рабочее место, выделить время для обучения своих детей, для работы других членов семьи. Сложностей было немало. Наши педагоги использовали такие онлайн-ресурсы как  «Российская электронная школа», «Учи.ру»,  электронный журнал «ЭлЖур», «Яндекс Учебник»,  «Я Класс»,  «Дневник.ру», «Zoom». Взаимодействовали с детьми и их родителями через сотовые телефоны, популярные мессенджеры, электронную почту. И я благодарна своим коллегам, которые в короткие сроки смогли перестроиться, освоить новый формат работы, максимально смягчали  для детей и родителей возникшие проблемы.  Нам непросто далось завершение учебного года в мае-июне, но в целом удалось справиться. И когда в ноябре  нам вновь пришлось перейти на дистант на две недели, всё уже было проще. Да, устали все: дети, учителя, родители. Но спасибо всем за понимание в этот очень непростой период.
В наследство от коронавируса нам останутся наработанные навыки пользования многими цифровыми инструментами и возможности шире применять их  в дальнейшем.


-То есть,  нет худа без добра? В дистанте Вы видите и плюсы?
- Да, можно выделить и плюсы. Во-первых, получил ускорение проект «Цифровая образовательная среда», благодаря которому в трех школах нашего города в этом году появился широкополосный интернет, не менее 100 мегабит в секунду.  Это школы №1, №2 и №7. В наступающем году подключение школ к широкополосному интернету продолжится. И в каждой школе, которая входит в этот проект, запланировано приобретение комплекта цифрового образовательного оборудования – это ноутбуки, многофункциональные устройства, интерактивные комплексы. В 2021 году такие комплекты оборудования появятся в школах №8 и №12.
И была еще одна неожиданность, которая удивила многих педагогов. Во время дистанта часть детей словно вышли из тени, улучшили свои результаты. Это ребята, которые, посещая школы в очном режиме, были не уверены в себе, испытывали прессинг со стороны  некоторых одноклассников, боялись отвечать или их отвлекал шум в классе. В онлайн-режиме такие дети  раскрыли свои способности, стали активными, проявили интерес к учебе. Для них дистанционное обучение оказалось даже комфортнее, чем очное.


- Но  для тех, ребят, для которых дистант стал стрессом, предусмотрена  страховка от неудовлетворительных оценок  в четверти или полугодии? Будут ли организованы какие-то   дополнительные занятия?
- Очный урок проходит в течение 40 минут, а дистанционный – 20-30 минут. Конечно, пройти программный материал в этом режиме полностью не получается, и у детей возникли пробелы в знаниях. По итогам еще весенней дистанционной кампании прошли проверочные работы среди учащихся, которые выявили ряд проблем. И министерством просвещения РФ выработан ряд методических рекомендаций по их устранению, оптимизации преподавания материала школьникам, чтобы восполнить  ущерб. Эти рекомендации наши педагоги сейчас активно применяют. При выставлении оценок  во второй четверти и за полугодие факт введения  дистанта будет учтен, и дети не пострадают. С теми, кому это необходимо, педагоги будут работать в индивидуальном порядке.


-Но не только дистантом единым жили наши школы в 2020 году. Национальный проект «Образование» не остановился. Один из входящих в него проектов носит красивое название «Успех каждого ребенка». Он внедряется в нашем городе?
- Национальный проект «Образование» у нас реализуется по пяти региональным проектам. Один из них, проект  «Успех каждого ребенка»,  предполагает раннюю профессиональную ориентацию детей, начиная с 6 класса и до 11-го. В 2019-2020 учебном году дети просмотрели 10 онлайн-уроков  из цикла открытых уроков «Проектория», организованных Министерством просвещения Российской Федерации. Уроки помогали ребятам осознанно ставить цели и задачи при выборе своего  профессионального пути. В этом им активно содействовали школьные педагоги -навигаторы. В результате, 408 обучающихся из наших школ  зарегистрированы на проекте «Билет в будущее» : они  прошли тестирование и получили рекомендации по выстраиванию своей индивидуальной образовательной и карьерной траектории. Этот проект оказался очень популярен и востребован как  детьми, так и родителями.


- Выбор профессии с 6 класса? Не рано?
- Сегодня это называется – ранняя профориентация. В 6 классе  работа начинается с распознавания  скрытых возможностей  ребенка. Есть такое суждение: с рождения  ребенок талантлив во всем. Потом какие-то качества утрачиваются, потому что их не развивают должным образом. И проводимые с шестиклассниками тесты как раз и направлены на то, чтобы более широко выявить потенциал школьника, подсказать родителям те точки, на которые необходимо обратить внимание. То есть, ребенку помогают осознать свои возможности, а родителям и педагогам  дают понять, как ему в этом  содействовать.


- Многие родители в этом году узнали о так называемом «Навигаторе дополнительного образования». Какие возможности он дает и для чего нужен?
- Да, город  Шарыпово вошел в число территорий, где внедряются  сертификаты персонифицированного финансирования для детей от 5-18 лет в области дополнительного образования. С сентября мы активно занимается этим, на базе шарыповского «Детско-юношеского центра» заработал муниципальный опорный центр, в который помогает родителям пройти регистрацию на специальном сайте «Навигатор дополнительного образования». Там выложены программы секций, кружков, объединений, которые работают не только в образовательных учреждениях, но также   в спорте, культуре. Основной принцип системы – собственный выбор ребенка. Ребенок вместе с родителями выбирает, в какой студии, объединении, спортивной секции, в зависимости от собственных интересов, ему заниматься. Средства на обучение ему  выделяет государство, путем выделения персонального сертификата. В настоящее время в «Навигаторе» зарегистрировано около семи тысяч детей, размещено почти двести  программ, завершена выдача сертификатов персонифицированного финансирования за счет бюджетных средств  более, чем тысяче детей.  И тем родителям, кто еще не зарегистрирован в «Навигаторе», рекомендую сделать это и воспользоваться новыми возможностями.


-Мобильный технопарк «Кванториум» - еще одно громкое название, прозвучавшее в этом году. Какие возможности дает школьникам это новшество?
- Город Шарыпово стал одной из шести территорий  для работы мобильного технопарка «Кванториум», который создан в Красноярске. Это автомобиль, заполненный различной современной техникой, который приезжает на территорию вместе с коллективом преподавателей,   и они обучают детей. «Кванториум» дает школьникам возможность обучаться  не только у школьных педагогов, но и у преподавателей вузов, и у других интересных людей, которые открывают им мир современных технологий. У нас «Кванториум» работал  в ноябре, на базе школы №8. Почти триста ребят увидели, как работают 3D-принтеры, попробовали управлять беспилотными аппаратами, получили первые навыки в промышленном дизайне, моделировании, робототехнике, виртуальной и дополненной реальности, программировании. Теперь они работают с преподавателями «Кванториума» дистанционно, выполняют полученные  во время очной сессии задания. И мы ожидаем, что весной  2021 года «Кванториум» приедет в Шарыпово еще раз,  и это обучение продолжится.


- Кадровая проблема в школах, не такая острая, как в медицине, но тем не менее, она, конечно, есть.  Как привлекают учителей в Шарыпово?
- С 2020 года в Красноярском крае заработала  программа «Земский учитель». Она  предусматривает  предоставление единовременной компенсационной выплаты в размере 1 миллион  рублей учителю, приехавшему  на работу в села, поселки, либо города с населением до 50 тысяч человек.   Чтобы принять такого учителя, на месте его должны   обеспечить жильем и работой. В 2020 году край выделил финансирование по этой программе для 13 учителей,  и Шарыпово принял участие в этом отборе. Школа №2 заявилась для привлечения к себе преподавателя биологии и химии. Администрация города выделила участнику конкурса двухкомнатную квартиру, и в результате, с сентября  в школе №2 этот учитель благополучно приступил к занятиям с детьми.
   В целом же, ежегодно в наш город приезжают порядка десяти молодых педагогов, не только в школы, но и в детские сады, и в учреждения дополнительного образования. Они получают поддержку из средств субвенций и бюджета города. Также в администрации города нам стараются идти навстречу в обеспечении педагогов жильем. И хотя полностью жилищная проблема не снята, глава города Наталья Петровская активно работает в этом направлении. Также при поддержке ассоциации молодых педагогов Красноярского  края наши начинающие учителя участвуют в обучающих играх, конкурсах профессионального мастерства, более опытные коллеги помогают им как наставники. Стараемся создать все условия, чтобы молодые педагоги закрепились в нашем городе.


- Каким образом решаются проблемы семей с детьми, имеющими особенности здоровья? Семей, взявших детей на воспитание или под опеку?
- Таким семьям оказывается усиленная консультационная помощь. У нас на базе школ и детских садов создано 11 консультационных пунктов, где родители детей-инвалидов, опекуны или  усыновители получают информацию и методическую помощь по вопросам развития детей, по  профилактике каких-то отклонений в поведении, разрешают сложные психологические ситуации. Кроме того, в этом году детский сад «Чебурашка» стал победителем  конкурсного отбора и получил субсидию в размере один миллион рублей  в рамках государственной программы  «Доступная среда». В детском саду приобрели мебель  и провели  ремонтные работы для создания  доступной среды для детей с особенностями здоровья.
И еще одно важное направление, связанное с безопасностью детей, активно реализуется в нашем городе. Это проект «Безопасность дорожного движения», по которому детские сады получают специальные обучающие комплексы, на которых в игровой форме учат малышей правилам движения на дорогах.  В 2020 году пять наших детских садов: «Белоснежка», «Чебурашка», «Ромашка»,  «Золотой ключик» и «Журавушка», школа № 2 -  стали победителями в этом проекте.