Ответственность серьезна!
Меры административного и уголовного характера за неисполнение положений Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а также за несоблюдение противоэпидемических ограничений.
Привлечение к административной ответственности за неисполнение положений Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Ответственность за неисполнение положений данного порядка предусмотрена ст.ст. 20.2 и 20.18 КоАП РФ.
Статьей 20.2 КоАП РФ, в частности, предусмотрена ответственность за совершение следующих действий:
• нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ч. 1);
• вовлечение несовершеннолетнего в участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании (ч. 1.1);
• организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия (ч. 2);
• нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ч. 5);
• участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлёкших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры (ч. 3).
Статьей 20.18 КоАП РФ предусмотрена ответственность за совершение действий связанных с организацией блокирования, а равно активное участие в блокировании транспортных коммуникаций.
Переходя к мерам уголовного характера, необходимо отметить, что Федеральным законом от 30.12.2020 № 526-ФЗ «О внесении изменения в статью 267 Уголовного кодекса Российской Федерации» (вступил в силу с 10.01.2021) статья 267 УК РФ изложена в новой редакции. В настоящее время данная статья предусматривает уголовную ответственность за совершение следующих действий (в случае если эти они создали угрозу жизни, здоровью и безопасности граждан, либо угрозу уничтожения или повреждения имущества физических и (или) юридических лиц):
разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования;
умышленное блокирование транспортных коммуникаций, объектов транспортной инфраструктуры;
воспрепятствование движению транспортных средств и пешеходов на путях сообщения, улично-дорожной сети.
Статьей 212 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за совершение следующих действий:
организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением оружия, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих либо иных веществ и предметов, представляющих опасность для окружающих, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти, а равно подготовка лица для организации таких массовых беспорядков или участия в них;
склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение массовых беспорядков;
участие в массовых беспорядках;
призывы к массовым беспорядкам;
прохождение лицом обучения, заведомо для обучающегося проводимого в целях организации массовых беспорядков либо участия в них, в том числе приобретение знаний, практических умений и навыков в ходе занятий по физической и психологической подготовке, при изучении способов организации массовых беспорядков, правил обращения с оружием, взрывными устройствами, взрывчатыми, отравляющими, а также иными веществами и предметами, представляющими опасность для окружающих.
Статьей 212.1. УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за совершение действий связанных с нарушением установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, если это деяние совершено неоднократно.
Привлечение к административной ответственности за неисполнение положений действующего законодательства, связанного с противодействием распространению новой коронавирусной инфекции.
В соответствии с положениями п.п. «а», «м», «у» ч.1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта;
с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.1 ст. 7.1 закона Красноярского края от 10.02.2000 № 9-631 (в ред. от 10.12.2020) «О защите населения и территории Красноярского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории края или отдельных муниципальных образований края граждане и организации обязаны исполнять правила поведения, установленные Губернатором края в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и настоящим Законом.
Постановлением Правительства Красноярского края от 16.03.2020 № 152-п с 16.03.2020 на территории Красноярского края введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Красноярского края.
Согласно п.2 Указа Губернатора Красноярского края от 27.03.2020 № 71-уг (ред. от 24.12.2020) «О дополнительных мерах, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Красноярского края» до улучшения санитарноэпидемиологической обстановки приостановлено проведение публичных мероприятий, досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, просветительских, рекламных и иных подобных мероприятий с очным присутствием граждан, за исключением конгрессной и выставочной деятельности.
Ответственность за неисполнение положений перечисленного законодательства предусмотрена ст.ст. 20.6.1 и 20.2.2 КоАП РФ:
Статьей 20.6.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации;
Статьей 20.2.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за следующие действия (при условии, что массовое одновременное пребывание и (или) передвижение граждан в общественных местах повлекли нарушение общественного порядка или санитарных норм и правил, нарушение функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения или связи либо причинение вреда зеленым насаждениям либо создали помехи движению пешеходов или транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры):
организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах;
публичные призывы к массовому одновременному пребыванию и (или) передвижению граждан в общественных местах;
участие в массовом одновременном пребывании и (или) передвижении граждан в общественных местах.
Привлечение к административной ответственности за неисполнение положений законодательства, определяющего полномочия Полиции.
Ответственность за неисполнение положений ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», а также иного специального законодательства, определяющего полномочия полиции предусмотрена ст. 19.3 КоАП РФ, а именно, за действия, связанные с неповиновением законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.
В то же время Федеральным законом от 02.12.2019 № 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ч.1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» дополнена пунктом 40, в соответствии с которым сотрудникам полиции предоставлено право пресекать нахождение беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан над местом проведения публичного (массового) мероприятия и прилегающей к нему территории, проведения неотложных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий.
Кроме того, в случае нарушения федеральных правил использования воздушного пространства, утверждённых постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138, помимо возможного повреждения и уничтожения беспилотного воздушного судна сотрудниками полиции, пользователь воздушного пространства (внешний пилот) может быть привлечён к административной ответственности по ст. 11.4 КоАП РФ.