Компаниям грозят «ужесточением ответственности» за отказ оплачивать вывоз мусора
Гендиректор «Российского экологического оператора» (РЭО, отвечает за реализацию мусорной реформы) Денис Буцаев предложил ужесточить ответственность бизнеса за нежелание оплачивать вывоз мусора.
Как рассказал г-н Буцаев в интервью РБК, сейчас неплатежи со стороны населения составляют от 20 до 35%, а со стороны юридических лиц — 65–70%, и, в отличие от первых, в отношении бизнеса ситуация не меняется, что серьезно настораживает оператора.
Будем предлагать ужесточение ответственности, искать иные формы работы с юридическими лицами в плане заключения договоров, в том числе прорабатывать схему технологического присоединения. Потому что бизнес не испытывает стойкого желания заключать договоры на вывоз мусора с региональными операторами. Например, вы образовываете мусор, куда вы его дели — непонятно. Кто за это платит — как раз понятно: население. Значит, гибкость здесь невозможна, — сказал гендиректор РЭО.
По его словам, показатель планируется довести до 90%, на это уйдет минимум пять-восемь месяцев. Чтобы достичь этой цели, предполагается, во-первых, сделать автоматическое присоединение каждой компании к договору по вывозу мусора с региональным оператором. Во-вторых, необходимо разобраться с нормативами накопления. Они будут рассчитываться исходя из вида деятельности компании.
И в случае если юридическое лицо не доказывает обратное, применять тот норматив накопления, который есть или будет условно в нашей библиотеке. Если у вас есть другой объем и вы его фактически доказываете, пожалуйста, такой вариант тоже должен существовать,— говорит руководитель РЭО.
Неплатежи приводят к кассовым разрывам у регоператоров, которым приходиться покрывать их из разных источников, в том числе бюджетных субсидий. Если проблема будет продолжаться в последующие годы, это будет говорить о неработающей экономической модели, и тогда придется ее дорабатывать.
Отрасль обращения с твердыми коммунальными отходами прежде фактически не существовала и ее создание по масштабу может сравниться с крупнейшими инфраструктурными и технологическими реформами за 15–20 лет, считает Денис Буцаев. Чтобы система быстрее заработала, необходимо создать «карту мусора» с объектами образования отходов и логистическими путями. Зачастую оператор сталкивается здесь с некорректным подсчетом объема образующегося мусора.
Напомним, «мусорная реформа» стартовала в России в начале 2019 г. Исключительное право на вывоз твердых бытовых отходов во всех регионах передали региональным операторам. Они должны вывозить мусор на строго отведенные полигоны, в том числе и из частного сектора, который впервые начал платить за вывоз мусора. По мнению властей, реформа должна решить проблему появления несанкционированных свалок.