На сколько погрелись — за столько заплатим
В сентябре в квартиры горожан вернется отопление. А вот старая система оплаты за него, когда платеж был каждый месяц одинаковым и приходилось вносить его даже летом - уйдет в прошлое. В наступающем отопительном сезоне шарыповцы начнут платить за тепловую энергию по факту ее потребления - то есть, только в те месяцы, когда батареи в их квартирах будут греться.
6 августа в Шарыпове побывали заместитель министра промышленности, энергетики и ЖКХ Красноярского края Евгений Гаврилов и руководитель территориального подразделения Службы строительного надзора и жилищного контроля Ольга Слободян. Они встретились с руководителями предприятий коммунального комплекса Шарыпова, чтобы обсудить внедрение новой системы платежей.
- Уже 16 городов и районов края оплачивают тепло по его фактическому потреблению, - рассказал шарыповским журналистам Евгений Гаврилов. - Мы проанализировали их опыт, и в сентябре 2019 года Правительство Красноярского края приняло решение с отопительного сезона 2020-21 годов распространить эту систему еще на пять городов — Красноярск, Ачинск, Шарыпово, Зеленогорск и Сосновоборск.
Основных причин изменений две. Первая — такая оплата гораздо понятнее людям. Разъяснению того, что раньше месячная оплата строилась из обобщенных показателей прошлого года, которые на будущий год делили на равные части на все 12 месяцев, а когда год кончался,то смотрели на факт текущего года, сравнивали с предыдущим, выводили разницу, и ее либо возвращали людям, либо взыскивали с них дополнительно — этому коммунальщики посвятили долгие годы. Но жители так и не смогли разобраться. Если за окном стоит теплая зима, а тебе приходит платеж больше обычного на несколько тысяч с объяснением, что это доначисление за прошлую зиму, которая была холодной — это и правда трудно понять. Люди забрасывали контролирующие органы потоками жалоб, судились с ресурсоснабжающими организациями, требовали проверок. А проверить обобщенные начисления прошлогодней давности непросто даже опытным специалистам, что уже говорить о простых жителях. И в крае были случаи, когда недобросовестные поставщики пользовались запутанностью и сложностью такого способа оплаты. А выявить это стоило большого времени и труда.
Переход на оплату за отопление по факту , в течение только 9 месяцев отопительного сезона, устраняет этот туман. Проверить начисления по общедомовому счетчику за прошлый месяц куда проще, чем за прошлый год. Соотнести температуру за окном с полученным платежом тоже легче, чем припомнить, какая была погода прошлой зимой. Не будет больше никакой нервотрепки и с ежегодными корректировками. Но у фактической оплаты тоже есть риск - в холодные месяцы платежи у жителей, естественно, заметно возрастают. Будут ли они посильны людям? Поэтому правительство края внедряет новую систему постепенно, анализируя и сравнивая ситуацию. Например, подъем платежей в самые холодные месяцы в Минусинске не превысил 30% от среднего уровня. Но зато в осенние или весенние месяцы платежи у жильцов падают. А летом — отсутствуют вообще. И в целом люди гораздо спокойнее реагируют на повышение платежей в морозы, поскольку эта ситуация им понятна. Те же, кто дорожит именно равномерностью ежемесячных сумм, смогут воспользоваться авансовой оплатой.
Таким образом, правительство края определило три критерия, в соответствии с которыми территорию можно переводить на фактическую оплату. Это тариф за гигакалорию не более 2.5 тысяч рублей , оборудованность общедомовыми приборами учета (более 50% домов) и высокий уровень платы граждан по комплексу коммунальных услуг. В Шарыпове все три условия соблюдены, поэтому с момента подачи отопления в этом году шарыповцы начнут платить за тепло по новому.
-Хотя оплата по факту гораздо понятнее, тем не менее, в первые месяцы у людей будет немало вопросов, - обратился Евгений Гаврилов к присутствующим на совещании руководителям коммунальных предприятий. - Например, как будут оплачивать тепло жильцы домов, где по техническим причинам нет возможности поставить общедовмовой прибор учета? Как производить авансовые платежи? И так далее. Очень важно заранее доносить до жильцов информацию. Разместите обращения на стендах в подъездах, напечатайте на квитанциях, отвечайте на телефонные звонки. Также в Красноярском крае давно работает консультационно-правовой центр по вопросам предоставления ЖКУ населению. Консультации его специалистов граждане могут получить по телефону «горячей линии»
8-800 333 7007 в рабочее время с 9.00 до 20.00, звонок по Красноярскому краю бесплатный.
Еще одной темой совещания стала организация текущего ремонта в домах. Министерство промышленности, энергетики и ЖКХ постоянно мониторит эту работу и намерено обобщить лучшие практики, наработки и решения в единый сборник, доступный всем управляющим компаниям. В Шарыпове Евгений Гаврилов и Ольга Слободян побывали во дворе домов №322 и №323. Управляющая компания «Меридиан» представила новые конструкции на придомовой детской площадке, а также ремонт отмостки дома №322 и нескольких подъездов в доме №323.